(Выдержки из материалов Третьей сессии Верховного Совета СССР (сборник - май 1939).
Репертуар выпускаемых грампластинок конечно же определялся не руководством или рабочими Ногинского завода. А вот за качество выпускаемых пластинок и количество брака при из производстве,
были ответственны именно они. И читая разоблачительные статьи, конечно же проникаешься негодованием - как, почему было возможно такое, неужели и правда на заводе "окопались" вредители.
Может и были они, эти "наемники мирового капитала". Но, как мне кажется могло быть несколько естественных, не зависящих от людей причин выпуска недоброкачественных пластинок. А количество бракованных
граммофонных пластинок совсем не приводило к огромным убыткам, а как оказывается, могло даже улучшать качество выпускаемых пластинок.
Самая главная причина плохого качества и брака скорее всего кроется в самом важном составляющем граммофонной пластинки на то время - органическом материале шеллаке.
Именно потому, что шеллак- продукт жизнедеятельности жучков - лаковых червецов (существующих в основном в Индии), его свойства сильно зависят от многих факторов:
- вида жучков (их на самом деле есть несколько видов);
- места обитания жучков - в основном из-за вида растений, которыми питаются жучки на этой территории;
- погодных условий;
- времени сбора шеллака.
К тому же, Советский Союз покупал шеллак не у одного поставщика в Индии, а приобретал его у фирм- перекупщиков в Англии, а также как писали в прессе - у одного из крупнейших продавцов- перекупщиков шеллака - США. Поэтому партии были разными по
качеству и свойствам, а соответственно и при изготовлении массы для изготовления грампластинок необходимы были постоянные лабораторные исследования и контрольные отпечатки пластинок с шеллаком из применяющейся
в этот момент партии. И конечно же по результатам - корректировки рецепта массы. Кстати, остальные наполнители при производстве грампластинок (например асбест, барит, кремнезем, силикаты и сажа) - тоже могли
иметь разброс в своем качестве. Была ли организована лабораторная работа по контролю качества исходной массы - для меня неизвестно. Но если и осуществлялся этот контроль -
насколько он был самостоятелен, не мешали ли оперативному изменению рецептуры различные инструкции от вышестоящего руководства?
Как мне кажется, необходимость покупки шеллака за границей, за валюту, при постоянном колебании цен (хотя бы по причине "неурожая" шеллака в отдельные годы), побуждало руководство Грампласттреста (конечно же не без
указаний партийного руководства) к требованиям экономии этого материала, а соответственно и постоянным экспериментам на производстве с количеством его в исходной массе, или вообще замене на другие вещества.
И это конечно тоже, скорее всего, приводило к ухудшению качества выпускаемых грампластинок.
Брак при производстве граммофонных пластинок безусловно приводил к потере ресурсов - электричества, топлива, бумаги (этикетки), затрат рабочего времени. Но он не вызывал потери самого ценного в пластинке -
шеллака. Все бракованные пластинки пускались далее в переработку. И как указывалось Е.И. Регирером в своей книге - это наоборот повышало качество новых грампластинок, так как повторный помол улучшал в конце концов
качество массы для прессования. К слову, в этой же книге указывается, что на заграничных фабриках средний брак мог достигать 15% , а иногда брак доходил и до 80%. Поэтому, сейчас мне иногда кажется, как я уже писал, что
многие обвинения руководства Грампласттреста в развале производства были предвзяты и часто безосновательны. Но это мое мнение, истина - скорее всего в архивах РГАЭ...